Друк

Статті

  • 22.10.2010

    Хайнц-Вильгельм Штрубенхофф. Квоты на зерно: причины и последствия

    Подвешенное состояние, в котором находились участники рынка относительно квот на экспорт зерновых, наконец сменилось определенностью: правительство официально заявило о введении ограничительных мер. О том, как отразится введение квот на экспорт зерна на ценах, соблюдает ли Украина требования ВТО при введении ограничений и какой реакции стоит ждать от мирового сообщества, в эксклюзивном интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал руководитель Проекта "Немецко-украинский аграрный диалог" при Институте экономических исследований и политических консультаций Доктор Хайнц-Вильгельм Штрубенхофф.

     

    - Какую цель, по Вашему мнению, преследовало украинское правительство, вводя квоты на экспорт зерна из Украины?

     

    - Экспортные квоты на зерно в Украине введены не потому, что в стране слишком мало зерна, а потому, что введение экспортных квот является механизмом, призванным снизить цены на продовольственное и фуражное зерно. Цены, таким образом, должны остаться на нынешнем низком уровне для того, чтобы те, кому это выгодно, смогли воспользоваться преимуществом при закупке зерна. Речь идет о закупках зерна госрезервом, хлебопекарной промышленностью, а также производителями мяса птицы и свинины.

     

    - Планы правительства ввести экспортные квоты в Украине активно обсуждались последних два месяца. Как это решение отразится на украинских и мировых ценах?

     

    - На сегодняшний день разница в цене на продовольственную пшеницу в Украине, например в Одессе, и в Северной Европе, например в Гамбурге (Германия), составляет порядка $100 на тонне. При этом расходы по доставке пшеницы из Одессы в Гамбург составляют около $20 за тонну. Таким образом, украинские производители не дополучают на одной тонне продовольственной пшеницы около $80.

     

    Введение квотирования окажет лишь незначительное дополнительное влияние на внутренние цены в Украине и на цены на мировом рынке. Вместе с тем, с конца июня текущего года украинское правительство неофициально ограничивает экспорт зерна. Уже тогда украинские цены на зерно перестали следовать мировым. И за последние недели цены на украинском зерновом рынке это отчетливо показывают (снижаясь в противовес европейским, - ред.).

     

    (По данным зернотрейдеров, с конца июля 2010 г. Гостаможслужба начала проводить чрезвычайно тщательные проверки экспортных зерновых грузов, тем самым практически полностью приостановив вывоз зерна из страны. Гостаможслужба, в свою очередь, заявила, что не задерживала зерновые грузы без основания, и объясняет столь тщательные проверки усилением борьбы с контрабандой, - ред.).

     

    - Являются ли объемы квот, которые утвердило правительство, достаточными? Правильно ли они распределены в отношении отдельных культур?

     

    (Напомним, согласнопостановлению Кабмина N938 от 4 октября 2010 г., которое было опубликовано и вступило в силу 19 октября, до 31 декабря 2010 г. в Украине введутся квоты на пшеницу в объеме 0,5 млн. тонн, кукурузу – 2 млн. тонн, ячменя – 0,2 млн. тонн, а также на гречку и рожь – по 1 тыс. тонн, - ред.)

     

    - Предложение гречихи в Украине находится на недостаточном уровне, в связи с чем возможен ее импорт из Китая. Баланс по ржи в стране также не сходится. Поэтому квотирования экспорта этих культур, судя по всему, не избежать. Однако по другим культурам ситуация выглядит намного лучше. В 2010/11 маркетинговом году (июль-июнь) Украина произведет 9 млн тонн ячменя и 17 млн. тонн пшеницы по сравнению с 11,8 млн. тонн и 20,9 млн. тонн в 2009/10 году. По кукурузе в Украине производство в текущем сезоне увеличится до 11,5 млн. тонн против 10,5 млн. тонн в прошлом сезоне. Таким образом, по ячменю, фуражной пшенице и кукурузе нет причин вводить квоты.

     

    В целом экспортный потенциал Украины в 2010/11 маркетинговом году - 13 млн. тонн, если верить расчетам правительства. Зернотрейдеры заявляют, что Украина может экспортировать 15 млн. тонн.

     

    - Каковы Ваши оценки по производству основных зерновых и масличных культур в Украине в 2010/11 маркетинговом году?

     

    - Что касается масличных культур, то производство рапса в текущем году ожидается на уровне 1,4 млн. тонн (в прошлом году - 1,9 млн. тонн), подсолнечника - около 7 млн. тонн (в прошлом сезоне - 6,5 млн. тонн). Наши оценки несколько выше прогнозов правительства, так как мы учитываем то, что производители (с целью соблюдения законодательных ограничений относительно севооборота) декларируют более низкие посевные площади под подсолнечник, чем используют на самом деле. По производству сои мы пока воздерживаемся от прогнозов, так как планируем провести дополнительную оценку урожая этой культуры.

     

    Вследствие экспортных ограничений на зерно в Украине разница в цене между масличными и зерновыми культурами сильно увеличилась. Обычно ценовое соотношение составляет 1:2, а на сегодня оно достигло 1:2,5.

     

    - Какие сельхозкультуры, по Вашим оценкам, будут в текущем сезоне наиболее рентабельными?

     

    - Я думаю, все масличные культуры будут высокорентабельными в этом сезоне. Уровень цен на рапс, подсолнечник и сою на данный момент благоприятный, и поэтому часть урожая можно продать сейчас. Зерновые же стоит продавать после зимы, если в наличии есть достаточно оборотных средств.

     

    - На каком уровне Вы оцениваете производство и потребление зерна в текущем маркетинговом году?

     

    - В Украине проживает 46,5 млн человек. Таким образом, в прошлом году на одного жителя было произведено около 1 тонны зерна (в целом 46 млн тонн), правда, в текущем году будет несколько меньше - 38 млн тонн.

     

    Для обеспечения продовольственной пшеницей Украине необходимо 5,5-6 млн тонн. Однако проблема здесь заключается не в наличии зерна, а в том, что государство не сформировало весной минимальный продовольственный резерв в объеме 20% от ежегодного потребления, продав много зерна из госзапасов в надежде, что они будут вновь наполнены дешевым зерном нового урожая. Однако цены на мировом рынке, на фоне ожиданий снижения урожая в отдельных странах-производителях, сильно выросли, что не позволило закупить зерно в госрезерв по низким ценам.

     

    - До сих пор квоты распределялись между трейдерами в соответствии с объемами экспорта зерна в предыдущие годы. Как Вы оцениваете механизм продажи квот на аукционах, который предлагало (но не утвердило) правительство?

     

    - Продажа экспортных квот на аукционах принесет пользу государству, так как сделает максимальной выручку от их продажи. Вместе с тем, распределение квот может быть сопряжено с коррупцией. Тот, кто получает экспортную квоту, получает возможность заработать на разнице между внутренней ценой и ценой на мировом рынке. При этом велик соблазн распределения прибыли между теми, кто получает квоту, и теми, кто ее предоставляет.

     

    - Может ли введение экспортных квот негативно повлиять на репутацию Украины как надежного экспортера зерна?

     

    - Украина уже потеряла хорошую репутацию вследствие низкой прозрачности ограничительных мер, которые были приняты за последние недели и месяцы, и которые не согласуются с нормами ВТО. Украинское правительство пренебрегло диалогом с ВТО, с украинскими и международными зернотрейдерами. И Украина не сможет восстановить хорошую репутацию до тех пор, пока не сделает свою политику более надежной, прозрачной и рациональной.

     

    - Украина и ранее вводила квотирование экспорта зерна, какие последствия для страны оно имело?

     

    - Такую рефлексивную политику государства мы наблюдали в 2003, 2006 и 2007 годах. Такая направленная вспять политика возможна лишь потому, что украинские производители зерна, в отличие от аграриев из других европейских стран, слабо организованы. Если бы ЕС ввел такие ограничения, то возмущенные фермеры заблокировали бы своими тракторами улицы Парижа и Берлина.

     

    - Как может воспринять мировое сообщество, в частности ВТО, введение таких ограничительных мер Украиной?

     

    - Я предполагаю, что у Украины могут возникнуть серьезные проблемы с ВТО и с отдельными странами-членами этой организации. Евросоюз, Всемирный банк и Международный валютный фонд на данный момент тщательно изучают этот вопрос.

     

    - Допускают ли вообще нормы ВТО введение квотирования экспорта зерна и в каких случаях?

     

    - Введение ограничительных мер на экспорт по правилам ВТО допускается, однако оно должно сопровождаться процедурой нотификации. При этом должен быть предусмотрен переходной период для того, чтобы трейдеры и их торговые партнеры смогли приспособиться к введенным мерам. Кроме того, нотификация должна содержать четкое обоснование причин введения ограничительных мер; продолжительность введения мер и объемы квот. Такого четкого обоснования я до сих пор не видел.

     

    - Могут ли страны-члены ВТО, например, постоянные импортеры украинского зерна, ввести контрмеры против Украины?

     

    - Введение контрмер, на мой взгляд, не имеет смысла. На зерновых рынках торгуют одним товаром. Покупка и продажа зерна регулируются по-другому – почти исключительно за счет цены, в отличие от торговли, например, автомобилями. Таким образом, на мировые зерновые рынки зайдут конкуренты Украины. При этом введение квотирования экспорта зерна Украиной - хорошая новость для всех стран-экспортеров.

     

    - Знаете ли Вы позицию отдельных стран-членов ВТО, например Германии, в отношении введения квот Украиной?

     

    - Позиция Германии однозначна в вопросах международной торговли. Германия извлекает выгоду от международной торговли без ограничений. Мы импортируем и экспортируем очень много товаров. В результате это идет на пользу всем людям в нашей стране и нашим торговым партнерам.

     

    - Украинские трейдеры сообщали о неофициальных ограничениях экспорта зерна таможней последние несколько месяцев. Как на сегодня обстоит ситуация с экспортом зерна из Украины?

     

    - Такие ограничительные меры мне абсолютно непонятны. По слухам, введение экспортных квот может иметь обратную силу, что будет противоречить всем украинским и международным правилам и законам. Кроме того, это не будет способствовать восстановлению потерянного доверия на мировых рынках зерна и у торговых партнеров Украины.

     

    - Если предположить, что неофициальные ограничения все-таки имели место, какие цели, по Вашему мнению, преследовало государство?

     

    - Блокирование кораблей в украинских портах должно было отбить желание у украинских и международных трейдеров, которые работают в Украине, закупать зерно для экспорта. Такими мерами государство хотело оказать давление на внутренние цены на зерно.

     

    - Знаете ли Вы случаи, когда какая-либо страна-член ВТО вводила неофициальные ограничения экспорта зерна?

     

    - На такое может пойти только страна, где правит диктатура!

     

    - Возвращаясь к ситуации на продуктовом рынке. Как Вы считаете, есть ли на сегодня причины для подорожания подсолнечного масла в Украине?

     

    - Рост цен на масло обусловлен подорожанием подсолнечника, который крупные переработчики сегодня скупают сразу после сбора урожая, и конкуренция на этом рынке очень высокая. Сегодня в Украине мощности по переработке подсолнечника составляют около 8 млн. тонн, а в следующем году их объем планируется увеличить до 9 млн. тонн, что будет способствовать росту цен на подсолнечник.

     

    - Украина сейчас ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС. В рамках этих переговоров ЕС требует, кроме прочего, отменить 12% экспортную пошлину на подсолнечник, чему сильно противятся украинские переработчики. Идет ли ЕС навстречу в этом вопросе?

     

    - Действующая на сегодняшний день 12% экспортная пошлина на подсолнечник снижает закупочную цену на него для производителей, как мы подсчитали, на 6,5%. Однако высокие доходы от экспорта подсолнечного масла компенсируют более низкую цену на подсолнечник.

     

    Естественно, украинские производители подсолнечника выиграют от отмены экспортной пошлины, так же как и переработчики в ЕС, которые импортируют большую часть украинского сырья. Однако, если после отмены пошлины, например, половину украинского подсолнечника экспортируют в ЕС, украинская перерабатывающая отрасль, которая поставляет на мировой рынок порядка 50% всего подсолнечного масла, будет иметь большие проблемы. В конечном итоге это негативно отразится и на тех, кто выращивает подсолнечник.

     

    В связи с этим для Украины, в соответствии с соглашением с ВТО, разумно снижать экспортную пошлину на 1% в год до 10%. В некоторых ситуациях экспортная пошлина может оказывать стабилизирующее действие на рынок. В любом случае это лучше, чем введение экспортных квот или непрозрачные ограничения торговли, которые мы наблюдали на зерновом рынке последние месяцы.

     

     Дмитрий ГОВДЯ

    Джерело: biz.liga.net
Powered by

Activemedia
© 2020
Інститут
економічних досліджень
та політичних консультацій
адреса:
Рейтарська 8/5-А,
01054 Київ, Україна
тел.:
+ 38 044 278-63-42
+ 38 044 278-63-60
факс:
e-mail:
+ 38 044 278-63-36
institute@ier.kyiv.ua
Використання матеріалів сайту дозволяється за умови посилання (для інтернет-видань - гіперпосилання) на www.ier.com.ua