Друк

Новини інституту

  • Вероніка Мовчан: "Відмова від вільної торгівлі з ЄС сповільнить модернізацію економіки"

    18.10.2010

    Объем товарооборота Украины с Россией и государствами СНГ превышает объемы товарооборота с ЕС. Логично ли, исходя из этого, отдать предпочтение дальнейшей экономической интеграции со странами постсоветского пространства?

    Несмотря на существование зон свободной торговли в рамках СНГ, в течение последних 14 лет наметилась четкая тенденция переориентации внешней торговли Украины со стран постсоветского пространства на страны ЕС-27 и Азии. Если в 2006 году доля стран СНГ в нашем товарообороте составляла 58%, то в прошлом она уменьшилась до 39%. За этот период доля Европейского союза увеличилась с 24 до 29%, стран Азии — с 11 до 22%. И такая региональная переориентация произошла при формальном наличии более благоприятного торгового режима со странами СНГ, нежели с государствами Европейского союза и Азии. Поэтому более перспективно либерализовать торговлю с ЕС.

    Возможно, вхождение в Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Беларусью позволило бы Украине снять проблемы с поставками энергоресурсов?

    Преимуществом Таможенного союза с Россией, Казахстаном и Беларусью теоретически могли бы стать льготные цены на газ, обнуление российской экспортной пошлины на нефть, что позволило бы получить нашим НПЗ дешевое сырье. Однако опыт Беларуси, для которой снижение или отмена этой пошлины было одним из ключевых экономических интересов, показал, что Москва не заинтересована в снятии экспортных пошлин. Соответственно, эта группа товаров была исключена из режима действия Таможенного союза, хотя такие исключения не характерны для подобных региональных объединений. Дешевые энергоресурсы — единственное реальное преимущество, которое, возможно, мог бы нам дать Таможенный союз, — продлили бы энергозависимость страны и помешали бы сфере в области энергосбережения и диверсификации поставок энергоресурсов, делая отечественную экономику менее конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.

    То есть от Таможенного союза одни убытки?

    Фактически да. Более того, присоединение к нему привело бы к дополнительным расходам. Вступая в Таможенный союз, стране пришлось бы привести свой уровень пошлин в соответствие с требованиями этой организации. Но Украина как член ВТО обязалась не повышать импортных пошлин. Пересмотреть эти обязательства теоретически можно, но другие страны — члены ВТО будут иметь право требовать компенсации расходов, понесенных в связи с изменением обязательств. Если тариф останется  «связанным» на уровне украинских обязательств или ниже, страны ВТО возражать не будут. Если же за основу возьмут действующие расценки союза  (как правило, они выше наших, к примеру, автомобили можно ввозить по ставке 35%, тогда как в Украину — 5–10%), Киеву придется согласовывать данные изменения со всеми членами ВТО и выплачивать компенсации. Более высокие тарифы означают, что Украина столкнется с более высокой стоимостью импорта и изменениями в региональных торговых потоках в пользу Российской Федерации, Беларуси и Казахстана. Учитывая, что ЕС является большим поставщиком инвестиционных товаров и товаров длительного пользования в нашу страну, более дорогой импорт из Евросоюза приведет к замедлению темпов модернизации экономики. Кроме тоготого, в Таможенном союзе разработку торговой политики, по крайней мере относительно торговли товарами, передадут наднациональному органу — комиссии Таможенного союза, главенство в которой будет принадлежать России. То есть наши переговоры о зоне свободной торговли с ЕС будут прекращены. А все новые переговоры должны проводиться комиссией, а не украинским правительством.

    Поділитися:
  • Вероніка Мовчан: "Відмова від вільної торгівлі з ЄС сповільнить модернізацію економіки"

    18.10.2010

    Объем товарооборота Украины с Россией и государствами СНГ превышает объемы товарооборота с ЕС. Логично ли, исходя из этого, отдать предпочтение дальнейшей экономической интеграции со странами постсоветского пространства?

    Несмотря на существование зон свободной торговли в рамках СНГ, в течение последних 14 лет наметилась четкая тенденция переориентации внешней торговли Украины со стран постсоветского пространства на страны ЕС-27 и Азии. Если в 2006 году доля стран СНГ в нашем товарообороте составляла 58%, то в прошлом она уменьшилась до 39%. За этот период доля Европейского союза увеличилась с 24 до 29%, стран Азии — с 11 до 22%. И такая региональная переориентация произошла при формальном наличии более благоприятного торгового режима со странами СНГ, нежели с государствами Европейского союза и Азии. Поэтому более перспективно либерализовать торговлю с ЕС.

    Возможно, вхождение в Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Беларусью позволило бы Украине снять проблемы с поставками энергоресурсов?

    Преимуществом Таможенного союза с Россией, Казахстаном и Беларусью теоретически могли бы стать льготные цены на газ, обнуление российской экспортной пошлины на нефть, что позволило бы получить нашим НПЗ дешевое сырье. Однако опыт Беларуси, для которой снижение или отмена этой пошлины было одним из ключевых экономических интересов, показал, что Москва не заинтересована в снятии экспортных пошлин. Соответственно, эта группа товаров была исключена из режима действия Таможенного союза, хотя такие исключения не характерны для подобных региональных объединений. Дешевые энергоресурсы — единственное реальное преимущество, которое, возможно, мог бы нам дать Таможенный союз, — продлили бы энергозависимость страны и помешали бы сфере в области энергосбережения и диверсификации поставок энергоресурсов, делая отечественную экономику менее конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.

    То есть от Таможенного союза одни убытки?

    Фактически да. Более того, присоединение к нему привело бы к дополнительным расходам. Вступая в Таможенный союз, стране пришлось бы привести свой уровень пошлин в соответствие с требованиями этой организации. Но Украина как член ВТО обязалась не повышать импортных пошлин. Пересмотреть эти обязательства теоретически можно, но другие страны — члены ВТО будут иметь право требовать компенсации расходов, понесенных в связи с изменением обязательств. Если тариф останется  «связанным» на уровне украинских обязательств или ниже, страны ВТО возражать не будут. Если же за основу возьмут действующие расценки союза  (как правило, они выше наших, к примеру, автомобили можно ввозить по ставке 35%, тогда как в Украину — 5–10%), Киеву придется согласовывать данные изменения со всеми членами ВТО и выплачивать компенсации. Более высокие тарифы означают, что Украина столкнется с более высокой стоимостью импорта и изменениями в региональных торговых потоках в пользу Российской Федерации, Беларуси и Казахстана. Учитывая, что ЕС является большим поставщиком инвестиционных товаров и товаров длительного пользования в нашу страну, более дорогой импорт из Евросоюза приведет к замедлению темпов модернизации экономики. Кроме тоготого, в Таможенном союзе разработку торговой политики, по крайней мере относительно торговли товарами, передадут наднациональному органу — комиссии Таможенного союза, главенство в которой будет принадлежать России. То есть наши переговоры о зоне свободной торговли с ЕС будут прекращены. А все новые переговоры должны проводиться комиссией, а не украинским правительством.

    Поділитися:
Powered by

Activemedia
© 2020
Інститут
економічних досліджень
та політичних консультацій
адреса:
Рейтарська 8/5-А,
01054 Київ, Україна
тел.:
+ 38 044 278-63-42
+ 38 044 278-63-60
факс:
e-mail:
+ 38 044 278-63-36
institute@ier.kyiv.ua
Використання матеріалів сайту дозволяється за умови посилання (для інтернет-видань - гіперпосилання) на www.ier.com.ua