Друк

Новини інституту

  • Олександра Бетлій: "Наявність касових апаратів та додаткової звітності означає і більш пильну увагу зі сторони податкових органів"

    24.11.2010

    Несмотря на все предыдущие обещания правящей партии про налоговые каникулы для малого бизнеса, именно этих самых каникул никогда не будет. Мало того, главной жертвой нового Налогового кодекса стали те, кто поверил регионалам и их обещаниям. Удивляться очередному Майдану поэтому нечего – если ряд норм принятого законопроекта не будет отменен, то ряд мелких предпринимателей будет вынужден свернуть свой бизнес вообще или уйти в тень. Как отмечают эксперты, упрощенная система налогообложения остается самой конфликтной частью кодекса. Какие именно его положения «бьют» больнее всего по малому бизнесу, выясняли журналисты портала "Политика и деньги".

     

    Лимит по годовой выручке и количеству наемных работников сокращен

     

    Принятый кодекс является второй правительственной версией новой системы налогообложения. С первой попытки проголосовать Налоговый кодекс регионалам не удалось – до митингов тогда дело не дошло, но ни одно профессиональное объединение не поддержало инициативы законопроекта №6509, который осенью вообще сняли с рассмотрения. Уже тогда многие эксперты читали и удивлялись. Цель властей была всем понятна – ликвидировать схемы минимизации и уклонений от уплаты налогов, но предлагаемые методы называли драконовскими.

    Следующий проект № 7101-1 в отдельных моментах оказался «лучше» первого. Очевидно, правительство решило нажать на мелких предпринимателей по полной программе.  Количество нанятых работников для тех предпринимателей, которые находятся на едином налоге, сократили с 10 до 4 человек. Максимум 8 человек можно нанять, если речь идет о ресторанном бизнесе. То есть, практически авторы кодекса подталкивают предпринимателей к сокращению официальной занятости населения.

    Лимит по годовой выручке для единоплательщиков уменьшили с 500 тысяч до 300 тысяч гривен, если предприниматель не использует кассовый аппарат. Для тех же, кто по задумке правительства все-таки будет его использовать, порог подняли, но незначительно – до 600 тысяч гривен.

    Причем интересная деталь - если на складе залежалась продукция на сумму выше ограничения по годовому доходу, то предприниматель будет обязан перейти на общую систему налогообложения. А вернуться на упрощенную систему можно только один раз в год.
    Ведение отчетности усложняется

    Если предприниматель рассчитывает сохранить свои объемы, то ему придется волей-неволей пользоваться кассовыми аппаратами, которые правительство обещает выдавать бесплатно. На эти цели, по словам регионала Александра Ефремова, планируется выделить около 300 миллионов гривен.

    Однако, «предусмотрено – еще не значит, что выделено, а выделено – не значит, что эффективно потрачено, - уверен Максим Борода, эксперт Международного центра перспективных исследований. - Многие обязательства, которые государство берет на себя, не выполняются, поэтому, скорее всего, предпринимателю придется покупать самому этот аппарат, поскольку налоговая его будет сразу требовать».

    В целом эксперты двояко оценивают это новшество. С одной стороны, идея хороша тем, что у плательщиков единого налога большая часть наличных средств проходит, как говорится, мимо кассы. Как отметил Алексей Молдован, эксперт Национального института стратегических исследований, на рынке должны выдавать фискальные чеки, чего никто не делает. И это фактически не просто минимизация налогообложения, это уклонение от уплаты налогов. «Но с другой стороны, есть перечень услуг, для которых пользование аппаратами чрезвычайно неудобно. Например, сантехник, частный врач – им придется ходить на вызовы с кассовыми аппаратами», - говорит эксперт.

    Александра Бетлий, ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций, обращает внимание еще на такой момент, что, вероятнее всего, предприниматели, которые работают на улице, будут пользоваться простыми кассовыми аппаратами, как на парковках. Копии чеков, надо будет хранить предпринимателям, что означает большую отчетность. При этом никто не застрахован от поломки этих аппаратов, что будет создавать дополнительные проблемы бизнесу. Также следует отметить, что наличие кассовых аппаратов и дополнительной отчетности означает и более пристальное внимание с боку налоговых органов, от чего на сегодня ограждены упрощенцы.

    На сегодняшний день, плательщик единого налога сдает только один отчет в районную налоговую администрацию раз в три месяца и раз в год отчитывается перед Пенсионным фондом.

     

    200 гривен продолжат платить только в малых городах и селах

     

    Касательно ставки единого налога, то в новом кодексе, в отличие от первой версии и действующего законодательства, предусмотрено ее дифференцированное увеличение. На территории городов с населением свыше 500 тысяч человек максимальная ставка составит 600 гривен, в городах с населением от 150 тысяч до 500 тысяч – 400 гривен, а на территории других населенных пунктов сохранится прежняя ставка в 200 гривен.

    Кроме того, со следующего года система изменится. Как объяснила Александра Бетлий, предприниматели продолжат платить единый налог, который полностью будет идти в местные бюджеты, но они дополнительно будут платить в Пенсионный фонд взнос на уровне минимального.Таким образом, за счет мелкого бизнеса власти, по сути, рассчитывают поддержать регионы. «Бюджет этого года выполняется во многом за счет траншей МВФ. К тому же государство рассчитывает на приватизацию, в частности, на средства от продажи Укртелекома. Но нельзя бесконечно жить за счет МВФ и приватизации. Нужны другие источники. Видимо, этими источниками в следующем году должны стать предприниматели», - подчеркнул Максим Борода.

    Что же касается дифференциации ставок, тут у экспертов нет однозначного ответа. С одной стороны, по их мнению, рациональное зерно в этом положении есть, поскольку условия ведения бизнеса разнятся в регионах. Киев, к примеру, не сравнится с югом или западом страны. Но, с другой стороны, не факт, что предприниматели не будут искать возможностей, чтобы заплатить как можно меньше. И что им помешает зарегистрироваться дешевле в пригороде, а вести свою деятельность в городе-миллионике.

     

    Список видов деятельностей также попал под нож

     

    Количество видов деятельности, которыми можно заниматься, оставаясь на едином налоге, в новом Налоговом кодексе существенно сократилось. Из этого перечня вылетели, в частности, деятельность в сфере развлечений, производство/продажа подакцизных товаров, горюче-смазочных материалов и драгоценных металлов, операции с недвижимостью, финансовая и внешнеэкономическая деятельность.

    С упрощенной системы налогообложения придется также уйти тем предпринимателям, кто работает в сферах обеспечения безопасности, права, бухгалтерского учета и аудита, консультации по вопросам коммерческой деятельности; кто занимается рекламной деятельностью, подбором персонала, деятельностью по правлению предприятиями. Кроме того, в немилость попали Интернет-магазин, причем именно те, кто занимается розничной торговлей.

    Учитывая тот факт, насколько цены в Интернет-магазинах отличаются от цен в обычных супермаркетах, особенно на бытовую технику, то такое внимание законодателей вызывает подозрения в лоббизме. Правда, к новым технологиям у властей особое отношение. Например, ранее предлагалось ввести даже отдельную ставку единого налога специально для программистов – 1000 гривен. Почему тысяча, а не 800 или полторы тысячи – непонятно. К счастью IT-шников, эту норму ко второму чтению убрали. Специалисты из Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады открыто выказывали удивление по поводу этого предложения, мол, чем же программисты заслужили такой индивидуальный подход.

    Что же до остальных видов деятельности, эксперты считают, что правительство выделило те сферы, где больше всего кроется злоупотреблений. Но в тоже время людям не предоставили альтернативы, - подчеркивает Александра Бетлий. По ее словам, в законопроекте, который подавался в первом чтении, предполагалось, что те лица, которые не смогут дальше пользоваться упрощенной системой налогообложения, будут иметь право регистрироваться как лица, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью. В таком случае, например, бухгалтеры, аудиторы будут платить 15-17% из своего чистого дохода.

    «Это нормально при двух условиях. Во-первых, для таких лиц должна быть упрощена система отчетности, чего пока нет - Минфин только готовит законодательный акт. Второй вопрос в том, что эти лица, помимо налога с дохода, должны будут платить еще и единый социальный налог. На сегодня  минимальный пенсионный взнос для них не предусматривался. То есть к 15% придется прибавить еще около 35%», - говорит эксперт.

    Еще один вариант выхода из ситуации для тех, кому придется попрощаться с единым налогом, - это регистрация малой фирмы. «Тогда они не будут платить налог на прибыль предприятий, но остальные налоги платить придется. К тому же, их будут проверять налоговые органы и снова-таки возникает вопрос отчетности этих лиц. Для них также следовало бы ввести упрощенную систему отчетности», - объясняет Александра Бетлий.

     

    А кто-то слетит не просто с единого налога, а вообще

     

    Но все эти ограничения для малого бизнеса, который работает на едином налоге, не столь страшны по сравнению с одним новым правилом. Это запрет для юридических лиц, которые работают на общей системе налогообложения, относить к валовым расходам оплату товаров и услуг, предоставляемых единоплательщиками.

    По словам Алексея Молдована, это  положение делает непривлекательными для предприятия закупки у плательщиков единого налога и рынок для малого бизнеса очень сильно сузится. «Это, по сути, дискриминация определенной категории плательщиков налогов». Другими словами – люди потеряют клиентов, доход и бизнес в целом.

    Было бы еще интереснее, если бы в кодексе оставили другую любопытную статью, запрещающую оставаться на упрощенной системе налогообложения тем предпринимателям, которые имеют доход от одного клиента. Этой нормой хотели положить конец нездоровой практике сокрытия трудовых отношений, но к чему бы это привело в итоге?…

    Не секрет, что существующая налоговая нагрузка на зарплатный фонд в Украине подтолкнула предприятия к использованию единого налога в целях экономии. Работников регистрируют частными предпринимателями и перечисляют им зарплату в виде дохода, с которого платится небольшая сумма по сравнению с той, что должна бы идти в государственную казну. В итоге отношения между работником и компанией изуродованы, но это все же лучше, чем полное отсутствие легального оформления и зарплата в конверте.

     

    К чему такая спешка?

     

    Изначально правительство надеялось принять кодекс еще летом, чтобы верстать по нему новый бюджет. И накануне очередного рассмотрения документа первый вице-премьер-министр Андрей Клюев напомнил депутатам, что, чем скорее кодекс примут, тем быстрее Кабмин предоставит смету общегосударственных доходов и расходов на следующий год.

    Кстати, согласно Бюджетному кодексу и Регламенту Верховной Рады проект бюджета должны были подать  в парламенте еще до 20 октября. Кроме того, бюджет нельзя верстать на основе документов, которые только-только приняты. Но здесь ситуация сложилась так, что или сейчас или никогда.

    Эксперты уверены, что такой подход оправдан с той точки зрения, что лучше принять кодекс как есть и потом по ходу вносить в него правки, чем откладывать. Ведь тогда увеличивается вероятность того, что налоговая реформа просто загрузнет. Тем более, что ранее был принят новый Бюджетный кодекс, который привязан к Налоговому кодексу.

    Вместе с тем, поразительная оперативность властей вызывает у экспертов недоумение. Александра Бетлий уверена, что главный минус в том, что бизнесу дают всего лишь один месяц на ознакомление с новыми правилами. «По некоторым статьям стоило бы сделать отсрочку на год, чтобы предприниматели успели разобраться и подготовиться, пройти тренинги по ведению отчетности, а у Минфина было бы время на подготовку концепции упрощенной отчетности. Это было бы желательно и для крупного бизнеса, которому также придется работать по новым правилам с нового года».

    Удивляться не приходится, учитывая заявления властей о том, что малый бизнес слабо развит в Украине и приносит в бюджет лишь около 8% поступлений. Но в то же время малый бизнес – это около 12% активного населения страны, интересы которого правительство просто проигнорировало.

    По мнению Алексея Молдована, раздел кодекса об упрощенной системе налогообложения является самым уязвимым. «Что делать с этими людьми?! Правительство надеется, что они перейдут на общую систему налогообложения, но этого не будет. Потому что расходы на бухгалтерию будут колоссальны. Большая часть предпринимателей будет работать в тени».

    Возникают и другие вопросы. Если налоговая реформа настолько важна, то почему программу экономических реформ Президент представил только в июне? Почему проект Налогового кодекса появился только в июле? О чем думала новая команда, когда пришла к власти и почему за ее просчеты должны страдать другие?…

     

    Светлана Сугак

  • Олександра Бетлій: "Наявність касових апаратів та додаткової звітності означає і більш пильну увагу зі сторони податкових органів"

    24.11.2010

    Несмотря на все предыдущие обещания правящей партии про налоговые каникулы для малого бизнеса, именно этих самых каникул никогда не будет. Мало того, главной жертвой нового Налогового кодекса стали те, кто поверил регионалам и их обещаниям. Удивляться очередному Майдану поэтому нечего – если ряд норм принятого законопроекта не будет отменен, то ряд мелких предпринимателей будет вынужден свернуть свой бизнес вообще или уйти в тень. Как отмечают эксперты, упрощенная система налогообложения остается самой конфликтной частью кодекса. Какие именно его положения «бьют» больнее всего по малому бизнесу, выясняли журналисты портала "Политика и деньги".

     

    Лимит по годовой выручке и количеству наемных работников сокращен

     

    Принятый кодекс является второй правительственной версией новой системы налогообложения. С первой попытки проголосовать Налоговый кодекс регионалам не удалось – до митингов тогда дело не дошло, но ни одно профессиональное объединение не поддержало инициативы законопроекта №6509, который осенью вообще сняли с рассмотрения. Уже тогда многие эксперты читали и удивлялись. Цель властей была всем понятна – ликвидировать схемы минимизации и уклонений от уплаты налогов, но предлагаемые методы называли драконовскими.

    Следующий проект № 7101-1 в отдельных моментах оказался «лучше» первого. Очевидно, правительство решило нажать на мелких предпринимателей по полной программе.  Количество нанятых работников для тех предпринимателей, которые находятся на едином налоге, сократили с 10 до 4 человек. Максимум 8 человек можно нанять, если речь идет о ресторанном бизнесе. То есть, практически авторы кодекса подталкивают предпринимателей к сокращению официальной занятости населения.

    Лимит по годовой выручке для единоплательщиков уменьшили с 500 тысяч до 300 тысяч гривен, если предприниматель не использует кассовый аппарат. Для тех же, кто по задумке правительства все-таки будет его использовать, порог подняли, но незначительно – до 600 тысяч гривен.

    Причем интересная деталь - если на складе залежалась продукция на сумму выше ограничения по годовому доходу, то предприниматель будет обязан перейти на общую систему налогообложения. А вернуться на упрощенную систему можно только один раз в год.
    Ведение отчетности усложняется

    Если предприниматель рассчитывает сохранить свои объемы, то ему придется волей-неволей пользоваться кассовыми аппаратами, которые правительство обещает выдавать бесплатно. На эти цели, по словам регионала Александра Ефремова, планируется выделить около 300 миллионов гривен.

    Однако, «предусмотрено – еще не значит, что выделено, а выделено – не значит, что эффективно потрачено, - уверен Максим Борода, эксперт Международного центра перспективных исследований. - Многие обязательства, которые государство берет на себя, не выполняются, поэтому, скорее всего, предпринимателю придется покупать самому этот аппарат, поскольку налоговая его будет сразу требовать».

    В целом эксперты двояко оценивают это новшество. С одной стороны, идея хороша тем, что у плательщиков единого налога большая часть наличных средств проходит, как говорится, мимо кассы. Как отметил Алексей Молдован, эксперт Национального института стратегических исследований, на рынке должны выдавать фискальные чеки, чего никто не делает. И это фактически не просто минимизация налогообложения, это уклонение от уплаты налогов. «Но с другой стороны, есть перечень услуг, для которых пользование аппаратами чрезвычайно неудобно. Например, сантехник, частный врач – им придется ходить на вызовы с кассовыми аппаратами», - говорит эксперт.

    Александра Бетлий, ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций, обращает внимание еще на такой момент, что, вероятнее всего, предприниматели, которые работают на улице, будут пользоваться простыми кассовыми аппаратами, как на парковках. Копии чеков, надо будет хранить предпринимателям, что означает большую отчетность. При этом никто не застрахован от поломки этих аппаратов, что будет создавать дополнительные проблемы бизнесу. Также следует отметить, что наличие кассовых аппаратов и дополнительной отчетности означает и более пристальное внимание с боку налоговых органов, от чего на сегодня ограждены упрощенцы.

    На сегодняшний день, плательщик единого налога сдает только один отчет в районную налоговую администрацию раз в три месяца и раз в год отчитывается перед Пенсионным фондом.

     

    200 гривен продолжат платить только в малых городах и селах

     

    Касательно ставки единого налога, то в новом кодексе, в отличие от первой версии и действующего законодательства, предусмотрено ее дифференцированное увеличение. На территории городов с населением свыше 500 тысяч человек максимальная ставка составит 600 гривен, в городах с населением от 150 тысяч до 500 тысяч – 400 гривен, а на территории других населенных пунктов сохранится прежняя ставка в 200 гривен.

    Кроме того, со следующего года система изменится. Как объяснила Александра Бетлий, предприниматели продолжат платить единый налог, который полностью будет идти в местные бюджеты, но они дополнительно будут платить в Пенсионный фонд взнос на уровне минимального.Таким образом, за счет мелкого бизнеса власти, по сути, рассчитывают поддержать регионы. «Бюджет этого года выполняется во многом за счет траншей МВФ. К тому же государство рассчитывает на приватизацию, в частности, на средства от продажи Укртелекома. Но нельзя бесконечно жить за счет МВФ и приватизации. Нужны другие источники. Видимо, этими источниками в следующем году должны стать предприниматели», - подчеркнул Максим Борода.

    Что же касается дифференциации ставок, тут у экспертов нет однозначного ответа. С одной стороны, по их мнению, рациональное зерно в этом положении есть, поскольку условия ведения бизнеса разнятся в регионах. Киев, к примеру, не сравнится с югом или западом страны. Но, с другой стороны, не факт, что предприниматели не будут искать возможностей, чтобы заплатить как можно меньше. И что им помешает зарегистрироваться дешевле в пригороде, а вести свою деятельность в городе-миллионике.

     

    Список видов деятельностей также попал под нож

     

    Количество видов деятельности, которыми можно заниматься, оставаясь на едином налоге, в новом Налоговом кодексе существенно сократилось. Из этого перечня вылетели, в частности, деятельность в сфере развлечений, производство/продажа подакцизных товаров, горюче-смазочных материалов и драгоценных металлов, операции с недвижимостью, финансовая и внешнеэкономическая деятельность.

    С упрощенной системы налогообложения придется также уйти тем предпринимателям, кто работает в сферах обеспечения безопасности, права, бухгалтерского учета и аудита, консультации по вопросам коммерческой деятельности; кто занимается рекламной деятельностью, подбором персонала, деятельностью по правлению предприятиями. Кроме того, в немилость попали Интернет-магазин, причем именно те, кто занимается розничной торговлей.

    Учитывая тот факт, насколько цены в Интернет-магазинах отличаются от цен в обычных супермаркетах, особенно на бытовую технику, то такое внимание законодателей вызывает подозрения в лоббизме. Правда, к новым технологиям у властей особое отношение. Например, ранее предлагалось ввести даже отдельную ставку единого налога специально для программистов – 1000 гривен. Почему тысяча, а не 800 или полторы тысячи – непонятно. К счастью IT-шников, эту норму ко второму чтению убрали. Специалисты из Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады открыто выказывали удивление по поводу этого предложения, мол, чем же программисты заслужили такой индивидуальный подход.

    Что же до остальных видов деятельности, эксперты считают, что правительство выделило те сферы, где больше всего кроется злоупотреблений. Но в тоже время людям не предоставили альтернативы, - подчеркивает Александра Бетлий. По ее словам, в законопроекте, который подавался в первом чтении, предполагалось, что те лица, которые не смогут дальше пользоваться упрощенной системой налогообложения, будут иметь право регистрироваться как лица, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью. В таком случае, например, бухгалтеры, аудиторы будут платить 15-17% из своего чистого дохода.

    «Это нормально при двух условиях. Во-первых, для таких лиц должна быть упрощена система отчетности, чего пока нет - Минфин только готовит законодательный акт. Второй вопрос в том, что эти лица, помимо налога с дохода, должны будут платить еще и единый социальный налог. На сегодня  минимальный пенсионный взнос для них не предусматривался. То есть к 15% придется прибавить еще около 35%», - говорит эксперт.

    Еще один вариант выхода из ситуации для тех, кому придется попрощаться с единым налогом, - это регистрация малой фирмы. «Тогда они не будут платить налог на прибыль предприятий, но остальные налоги платить придется. К тому же, их будут проверять налоговые органы и снова-таки возникает вопрос отчетности этих лиц. Для них также следовало бы ввести упрощенную систему отчетности», - объясняет Александра Бетлий.

     

    А кто-то слетит не просто с единого налога, а вообще

     

    Но все эти ограничения для малого бизнеса, который работает на едином налоге, не столь страшны по сравнению с одним новым правилом. Это запрет для юридических лиц, которые работают на общей системе налогообложения, относить к валовым расходам оплату товаров и услуг, предоставляемых единоплательщиками.

    По словам Алексея Молдована, это  положение делает непривлекательными для предприятия закупки у плательщиков единого налога и рынок для малого бизнеса очень сильно сузится. «Это, по сути, дискриминация определенной категории плательщиков налогов». Другими словами – люди потеряют клиентов, доход и бизнес в целом.

    Было бы еще интереснее, если бы в кодексе оставили другую любопытную статью, запрещающую оставаться на упрощенной системе налогообложения тем предпринимателям, которые имеют доход от одного клиента. Этой нормой хотели положить конец нездоровой практике сокрытия трудовых отношений, но к чему бы это привело в итоге?…

    Не секрет, что существующая налоговая нагрузка на зарплатный фонд в Украине подтолкнула предприятия к использованию единого налога в целях экономии. Работников регистрируют частными предпринимателями и перечисляют им зарплату в виде дохода, с которого платится небольшая сумма по сравнению с той, что должна бы идти в государственную казну. В итоге отношения между работником и компанией изуродованы, но это все же лучше, чем полное отсутствие легального оформления и зарплата в конверте.

     

    К чему такая спешка?

     

    Изначально правительство надеялось принять кодекс еще летом, чтобы верстать по нему новый бюджет. И накануне очередного рассмотрения документа первый вице-премьер-министр Андрей Клюев напомнил депутатам, что, чем скорее кодекс примут, тем быстрее Кабмин предоставит смету общегосударственных доходов и расходов на следующий год.

    Кстати, согласно Бюджетному кодексу и Регламенту Верховной Рады проект бюджета должны были подать  в парламенте еще до 20 октября. Кроме того, бюджет нельзя верстать на основе документов, которые только-только приняты. Но здесь ситуация сложилась так, что или сейчас или никогда.

    Эксперты уверены, что такой подход оправдан с той точки зрения, что лучше принять кодекс как есть и потом по ходу вносить в него правки, чем откладывать. Ведь тогда увеличивается вероятность того, что налоговая реформа просто загрузнет. Тем более, что ранее был принят новый Бюджетный кодекс, который привязан к Налоговому кодексу.

    Вместе с тем, поразительная оперативность властей вызывает у экспертов недоумение. Александра Бетлий уверена, что главный минус в том, что бизнесу дают всего лишь один месяц на ознакомление с новыми правилами. «По некоторым статьям стоило бы сделать отсрочку на год, чтобы предприниматели успели разобраться и подготовиться, пройти тренинги по ведению отчетности, а у Минфина было бы время на подготовку концепции упрощенной отчетности. Это было бы желательно и для крупного бизнеса, которому также придется работать по новым правилам с нового года».

    Удивляться не приходится, учитывая заявления властей о том, что малый бизнес слабо развит в Украине и приносит в бюджет лишь около 8% поступлений. Но в то же время малый бизнес – это около 12% активного населения страны, интересы которого правительство просто проигнорировало.

    По мнению Алексея Молдована, раздел кодекса об упрощенной системе налогообложения является самым уязвимым. «Что делать с этими людьми?! Правительство надеется, что они перейдут на общую систему налогообложения, но этого не будет. Потому что расходы на бухгалтерию будут колоссальны. Большая часть предпринимателей будет работать в тени».

    Возникают и другие вопросы. Если налоговая реформа настолько важна, то почему программу экономических реформ Президент представил только в июне? Почему проект Налогового кодекса появился только в июле? О чем думала новая команда, когда пришла к власти и почему за ее просчеты должны страдать другие?…

     

    Светлана Сугак

Powered by

Activemedia
© 2020
Інститут
економічних досліджень
та політичних консультацій
адреса:
Рейтарська 8/5-А,
01054 Київ, Україна
тел.:
+ 38 044 278-63-42
+ 38 044 278-63-60
факс:
e-mail:
+ 38 044 278-63-36
institute@ier.kyiv.ua
Використання матеріалів сайту дозволяється за умови посилання (для інтернет-видань - гіперпосилання) на www.ier.com.ua