Друк

Новини інституту

  • Наталія Сисенко: Підвищуючи тарифи, залізниця повина пояснити, яка в них інвестиціна складова. Інакше вони будуть працювати лише на наповнення бюджету...”

    21.10.2010

    Кабмин утвердил «дорожную карту» транспортной отрасли — стратегию ее развития до 2020 г. Реальным же ориентиром в этой сфере на ближайшее время станет «Программа McKinsey», согласно которой уже до 2012 г. страну ожидает ощутимый рост транспортных тарифов, а также начало приватизации портов, аэропортов и железной дороги.

    Как сообщил вчера на брифинге министр транспорта Константин Ефименко, правительство утвердило разработанную министерством «Транспортную стратегию Украины до 2020 года». Текст документа пока не опубликован. Однако, по информации «i», он практически не претерпел изменений с момента публикации его в виде проекта постановления Кабмина на сайте Минтранса (в мае этого года) — «i» уже анализировали этот документ в №79 от 20.05.2010.

    И факт утверждения министерской программы удивляет, поскольку в конце мая президент Виктор Янукович презентовал общественности «Программу экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.» (созданную при участии международной консалтинговой компании McKinsey&Company). К настоящему времени на сайте администрации президента появился план-график реформ, разработанный на основании этой программы, в частности — по направлению «Развитие транспортной инфраструктуры». И в отличие от министерской «Стратегии», этот президентский документ содержит гораздо больше конкретики и дает почти реальное представление о ближайших планах власти по развитию транспортной отрасли.

    По словам же Константина Ефименко, стратегия учитывает программные цели, разработанные комитетом экономических реформ при АП (создан под «Программу McKinsey»). Тем не менее эти цели не вполне прослеживаются в тексте стратегии: возможно, потому, что высказаны слишком обтекаемо. Например, раздел «Цели и приоритеты» «Стратегии» содержит формулировки, конфликтующие с основными положениями стратегии реформ, которыми занимаются в АП.

    Например, среди ее пунктов содержатся такие, как «реформирование системы тарифообразования на внутригородские и внутриобластные автомобильные пассажирские перевозки с целью приведения тарифов к экономически обоснованному уровню», то же сказано и о железной дороге. И подобная формулировка воспринимается вполне однозначно — тарифы будут повышать.

    «Принципы формирования себестоимости перевозок «Укрзалізниці» пока не разработаны. Поэтому говорить о том, на сколько должны быть повышены тарифы, можно лишь оценочно. В сфере пригородных пассажирских перевозок — в 5-6 раз. В сфере коммерческих грузовых можно исходить из аналогии с Россией, тогда — примерно в 1,2-1,7 раза. Стоимость перевозки низкотарифных грузов нужно поднять в среднем на 35%, а междугородных пассажирских — на 50%. Но в последнем случае даже этот уровень не будет экономически обоснованным — реальная планка слишком высока, чтобы о ней даже говорить. Все же пассажирские перевозки остаются во всем мире дотационными»,— говорит глава аналитической группы консалтингового консорциума «Менеджмент консалтинг групп» Дмитрий Подтуркин.

    Заметим, если положения утвержденной вчера стратегии носят весьма умозрительный характер, то «Программа экономических реформ» гораздо более похожа на четкий план действий. В плане-графике к ней пошагово расписан путь к намеченной цели с указанием этапов, сроков и конкретных результатов на каждом этапе, а также ответственные лица за их реализацию. К примеру, начало реформы тарифообразования в автотранспорте планируется в январе 2011 г., а завершение — в декабре 2012-го, в железнодорожной отрасли — с июля 2010 г. по март 2012 г.

    На вопрос об экономически обоснованных тарифах имеются и альтернативные точки зрения. «Повышая тарифы, железная дорога должна объяснить, какова в них инвестиционная составляющая. Иначе они будут работать лишь на наполнение бюджета, как это происходило, например, во время кризиса,— прибыль железных дорог падала, а налоговые отчисления росли. Не понятно также, что значит экономически обоснованный тариф, включает ли он, например, стоимость перевозки льготников? Государство не должно выполнять свою социальную функцию за счет пассажиров, платящих полную стоимость билета»,— говорит аналитик Института экономических исследований и политических консультаций Наталья Сысенко.

    Искажением реальных целей кажется и упоминание в «Стратегии» о «повышении эффективности госуправления» в транспортной сфере, поскольку в реальности реформаторы констатируют низкую его эффективность и выбирают путь приватизации в ключевых отраслях. Так, в рамках реформирования железной дороги в период с февраля 2011 г. по апрель 2012-го планируется выделить непрофильные активы из структуры «Укрзалізниці» и осуществить их полную либо частичную приватизацию (проведение аукционов намечено на октябрь 2011-го — апрель 2012 г.). Также до 2012 г., согласно плану реформ по McKinsey, будет проведена частичная или полная приватизация в сегментах железнодорожной отрасли, которые не являются естественно монопольными. И наконец, в 2011-2012 гг. реформаторы поставили себе задачу разработать программу развития и планомерной приватизации морских портов и аэропортов. О том, когда именно будет проводиться приватизация в этих сферах, в документе речь не идет, установленная цель ограничивается только разработкой списков объектов, которые могут быть приватизированы.

     

    Екатерина Гребеник

    Джерело:  МинПром
  • Наталія Сисенко: Підвищуючи тарифи, залізниця повина пояснити, яка в них інвестиціна складова. Інакше вони будуть працювати лише на наповнення бюджету...”

    21.10.2010

    Кабмин утвердил «дорожную карту» транспортной отрасли — стратегию ее развития до 2020 г. Реальным же ориентиром в этой сфере на ближайшее время станет «Программа McKinsey», согласно которой уже до 2012 г. страну ожидает ощутимый рост транспортных тарифов, а также начало приватизации портов, аэропортов и железной дороги.

    Как сообщил вчера на брифинге министр транспорта Константин Ефименко, правительство утвердило разработанную министерством «Транспортную стратегию Украины до 2020 года». Текст документа пока не опубликован. Однако, по информации «i», он практически не претерпел изменений с момента публикации его в виде проекта постановления Кабмина на сайте Минтранса (в мае этого года) — «i» уже анализировали этот документ в №79 от 20.05.2010.

    И факт утверждения министерской программы удивляет, поскольку в конце мая президент Виктор Янукович презентовал общественности «Программу экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.» (созданную при участии международной консалтинговой компании McKinsey&Company). К настоящему времени на сайте администрации президента появился план-график реформ, разработанный на основании этой программы, в частности — по направлению «Развитие транспортной инфраструктуры». И в отличие от министерской «Стратегии», этот президентский документ содержит гораздо больше конкретики и дает почти реальное представление о ближайших планах власти по развитию транспортной отрасли.

    По словам же Константина Ефименко, стратегия учитывает программные цели, разработанные комитетом экономических реформ при АП (создан под «Программу McKinsey»). Тем не менее эти цели не вполне прослеживаются в тексте стратегии: возможно, потому, что высказаны слишком обтекаемо. Например, раздел «Цели и приоритеты» «Стратегии» содержит формулировки, конфликтующие с основными положениями стратегии реформ, которыми занимаются в АП.

    Например, среди ее пунктов содержатся такие, как «реформирование системы тарифообразования на внутригородские и внутриобластные автомобильные пассажирские перевозки с целью приведения тарифов к экономически обоснованному уровню», то же сказано и о железной дороге. И подобная формулировка воспринимается вполне однозначно — тарифы будут повышать.

    «Принципы формирования себестоимости перевозок «Укрзалізниці» пока не разработаны. Поэтому говорить о том, на сколько должны быть повышены тарифы, можно лишь оценочно. В сфере пригородных пассажирских перевозок — в 5-6 раз. В сфере коммерческих грузовых можно исходить из аналогии с Россией, тогда — примерно в 1,2-1,7 раза. Стоимость перевозки низкотарифных грузов нужно поднять в среднем на 35%, а междугородных пассажирских — на 50%. Но в последнем случае даже этот уровень не будет экономически обоснованным — реальная планка слишком высока, чтобы о ней даже говорить. Все же пассажирские перевозки остаются во всем мире дотационными»,— говорит глава аналитической группы консалтингового консорциума «Менеджмент консалтинг групп» Дмитрий Подтуркин.

    Заметим, если положения утвержденной вчера стратегии носят весьма умозрительный характер, то «Программа экономических реформ» гораздо более похожа на четкий план действий. В плане-графике к ней пошагово расписан путь к намеченной цели с указанием этапов, сроков и конкретных результатов на каждом этапе, а также ответственные лица за их реализацию. К примеру, начало реформы тарифообразования в автотранспорте планируется в январе 2011 г., а завершение — в декабре 2012-го, в железнодорожной отрасли — с июля 2010 г. по март 2012 г.

    На вопрос об экономически обоснованных тарифах имеются и альтернативные точки зрения. «Повышая тарифы, железная дорога должна объяснить, какова в них инвестиционная составляющая. Иначе они будут работать лишь на наполнение бюджета, как это происходило, например, во время кризиса,— прибыль железных дорог падала, а налоговые отчисления росли. Не понятно также, что значит экономически обоснованный тариф, включает ли он, например, стоимость перевозки льготников? Государство не должно выполнять свою социальную функцию за счет пассажиров, платящих полную стоимость билета»,— говорит аналитик Института экономических исследований и политических консультаций Наталья Сысенко.

    Искажением реальных целей кажется и упоминание в «Стратегии» о «повышении эффективности госуправления» в транспортной сфере, поскольку в реальности реформаторы констатируют низкую его эффективность и выбирают путь приватизации в ключевых отраслях. Так, в рамках реформирования железной дороги в период с февраля 2011 г. по апрель 2012-го планируется выделить непрофильные активы из структуры «Укрзалізниці» и осуществить их полную либо частичную приватизацию (проведение аукционов намечено на октябрь 2011-го — апрель 2012 г.). Также до 2012 г., согласно плану реформ по McKinsey, будет проведена частичная или полная приватизация в сегментах железнодорожной отрасли, которые не являются естественно монопольными. И наконец, в 2011-2012 гг. реформаторы поставили себе задачу разработать программу развития и планомерной приватизации морских портов и аэропортов. О том, когда именно будет проводиться приватизация в этих сферах, в документе речь не идет, установленная цель ограничивается только разработкой списков объектов, которые могут быть приватизированы.

     

    Екатерина Гребеник

    Джерело:  МинПром
Powered by

Activemedia
© 2020
Інститут
економічних досліджень
та політичних консультацій
адреса:
Рейтарська 8/5-А,
01054 Київ, Україна
тел.:
+ 38 044 278-63-42
+ 38 044 278-63-60
факс:
e-mail:
+ 38 044 278-63-36
institute@ier.kyiv.ua
Використання матеріалів сайту дозволяється за умови посилання (для інтернет-видань - гіперпосилання) на www.ier.com.ua