Друк

Новини інституту

  • Катерина Куценко: «...політика швидкого продажу, швидше за все, спрямована на оперативне закриття дірок у бюджеті, аніж на розвиток галузей»

    15.07.2010

    ФГИУ представил программу приватизации на ближайшую пятилетку. В начале недели Фонд госимущества обнародовал проект программы приватизации объектов государственной собственности на 2010-2014 годы. В течение этого срока фонд намерен заработать от продажи государственных активов 50-70 млрд. грн. и уменьшить долю госсектора в отечественной экономике с нынешних 37 до 25-30%.

    МЕЛКИЕ УЙДУТ ПЕРВЫМИ

    Проект программы приватизации делит все объекты госимущества на те, которые необходимо продать быстро, и те, которые нужно продать "с учетом индивидуальных особенностей". К первым относятся все объекты, не представляющие особого интереса для государства, ко вторым - стратегические предприятия и компании-монополисты на своих рынках. При этом стратегические для государства отрасли планируется определить отдельным законом.

    В ФГИУ придумали сразу несколько особенностей приватизации "ненужных" предприятий. Во-первых, они будут продаваться только целиком (на продажу выставляется 100-процентный пакет акций). Во-вторых, при их продаже может использоваться механизм снижения стартовой цены. Причем ограничения на такое снижение устанавливаться не будут: главное - найти покупателя, который приобретет такой актив, пусть даже за одну гривню. Другой возможный вариант - продажа без оглашения цены. То есть при желании, сговорившись, участники конкурса снова-таки могут купить привлекательное для себя предприятие за бесценок. Третий способ - дробление пакета акций на части менее 25% уставного капитала и продажа их отдельными лотами на фондовой бирже. Небольшая хитрость заключается в том, что согласно предлагаемым нормам законопроекта о прозрачности процедур приватизации государство будет требовать раскрытия конечных бенефициаров покупателя только в случае, если ему переходит более 25% акций. То есть в принципе при желании, договорившись с ФГИУ о дроблении пакета под видом "отсутствия спроса" на тот или иной объект, можно будет вообще не светить реальных покупателей госактивов. Стоит отметить, что при этом упоминания об обязательности проведения аукциона для таких объектов нет.

    "Такая политика быстрой продажи, скорее всего, направлена на оперативное закрытие дыр в бюджете, а не на развитие отраслей, в которых работают отчуждаемые компании. Вероятно, власти хотят записать себе в актив именно сам факт завершения приватизации, не задумываясь о цене и экономической целесообразности продажи объектов именно сегодня", - прокомментировала ситуацию для "k:" эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Екатерина Куценко.

    БОЛЬШИХ ЗАВЕДУТ ПОД СУКНО

    Для предприятий группы "Г" (стратегические компании и монополисты) прописаны более сложные приватизационные процедуры. Во-первых, они смогут продаваться исключительно на аукционах с повышением цены. Во-вторых, по принципу "индивидуальной приватизации". Это означает, что на всех этапах продажи объекта будут учитываться индивидуальные особенности не только конкретного предприятия, но и рынка, на котором оно работает. Очевидно, именно это положение позволит прописывать условия продажи наиболее интересных объектов, оставшихся в собственности государства, под конкретного покупателя, приближенного к власти. "Проблема в том, что далеко не все предприятия, отнесенные по старой классификации к группе "Г" или другим группам, по факту являются стратегическими или, наоборот, малозначимыми. Поскольку инвентаризация до сих пор не завершена, государство на самом деле не знает, сколько в его собственности действительно важных активов", - отметила Екатерина Куценко. Еще одним пунктом, который позволит манипулировать результатами приватизационных конкурсов, является принцип "привлечения к приватизации инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии гособъекта". Чтобы изначально отсеять спекулянтов, приобретающих госактивы для дальнейшей перепродажи, при проведении конкурса будут учитывать не только предложенную цену, но и бизнес-планы развития предприятий после приватизации. То есть в госказну не обязательно заплатить больше, главное, чтобы план развития - то есть, по сути, просто обещания - был привлекательным. Кроме того, чтобы пакеты не доставались кому попало, ФГИУ инициирует ограничение на участие в конкурсах компаний из стран, не входящих в FATF и из офшорных зон.

    Впрочем, уже заполучив желаемый объект в собственность, новый хозяин согласно законопроекту может практически не беспокоиться о возможных реприватизационных порывах властей: в договорах будет указан исчерпывающий перечень причин, по которым соглашение покупки-продажи может быть расторгнуто.

    Предполагается, что все объекты будут продаваться с земельными участками. Если на такой комплекс не будет спроса, объект может быть продан без надела, а земля будет сдаваться покупателю или новому хозяину в аренду. Привлекательность схемы в том, что арендатор, согласно нормам Земельного кодекса, имеет преимущественное право на выкуп земли. Однако эта процедура вряд ли будет столь же публичной, как приватизационный конкурс. Поэтому нельзя будет гарантировать, что за участок в бюджет уплачена рыночная цена.

    Интересно, что предприятия группы "Г" - единственные, для которых будут устанавливаться конкретные условия по использованию активов и роду деятельности после приватизации, а также дополнительные требования к работе покупателей после продажи. Судьба остальных компаний государство, по большому счету, не заботит. Также особенностью продажи предприятий стратегической группы является возможность закрепления за государством контрольного пакета акций. И если при этом государство оставляет себе акции, пакет должен быть непременно контрольным. Все пакеты размером меньше 50%, которые принадлежат государству, должны быть проданы. Сейчас таких хозобществ в госсобственности 415.

    Также важным является возможность привлечения для продажи стратегических объектов специальных советников. Учитывая, что компании группы "Г" - самые дорогие среди выставляемых на продажу, а советники, как правило, работают за процент от привлеченных от приватизации средств, нельзя исключать и коррупционной составляющей при привлечении того или иного советника к продаже конкретных объектов. Максимально коррупционные риски могут проявиться в случае, если ФГИУ решит выбрать единого советника для продажи всех объектов группы "Г".

    Джерело:  Коментарії
  • Катерина Куценко: «...політика швидкого продажу, швидше за все, спрямована на оперативне закриття дірок у бюджеті, аніж на розвиток галузей»

    15.07.2010

    ФГИУ представил программу приватизации на ближайшую пятилетку. В начале недели Фонд госимущества обнародовал проект программы приватизации объектов государственной собственности на 2010-2014 годы. В течение этого срока фонд намерен заработать от продажи государственных активов 50-70 млрд. грн. и уменьшить долю госсектора в отечественной экономике с нынешних 37 до 25-30%.

    МЕЛКИЕ УЙДУТ ПЕРВЫМИ

    Проект программы приватизации делит все объекты госимущества на те, которые необходимо продать быстро, и те, которые нужно продать "с учетом индивидуальных особенностей". К первым относятся все объекты, не представляющие особого интереса для государства, ко вторым - стратегические предприятия и компании-монополисты на своих рынках. При этом стратегические для государства отрасли планируется определить отдельным законом.

    В ФГИУ придумали сразу несколько особенностей приватизации "ненужных" предприятий. Во-первых, они будут продаваться только целиком (на продажу выставляется 100-процентный пакет акций). Во-вторых, при их продаже может использоваться механизм снижения стартовой цены. Причем ограничения на такое снижение устанавливаться не будут: главное - найти покупателя, который приобретет такой актив, пусть даже за одну гривню. Другой возможный вариант - продажа без оглашения цены. То есть при желании, сговорившись, участники конкурса снова-таки могут купить привлекательное для себя предприятие за бесценок. Третий способ - дробление пакета акций на части менее 25% уставного капитала и продажа их отдельными лотами на фондовой бирже. Небольшая хитрость заключается в том, что согласно предлагаемым нормам законопроекта о прозрачности процедур приватизации государство будет требовать раскрытия конечных бенефициаров покупателя только в случае, если ему переходит более 25% акций. То есть в принципе при желании, договорившись с ФГИУ о дроблении пакета под видом "отсутствия спроса" на тот или иной объект, можно будет вообще не светить реальных покупателей госактивов. Стоит отметить, что при этом упоминания об обязательности проведения аукциона для таких объектов нет.

    "Такая политика быстрой продажи, скорее всего, направлена на оперативное закрытие дыр в бюджете, а не на развитие отраслей, в которых работают отчуждаемые компании. Вероятно, власти хотят записать себе в актив именно сам факт завершения приватизации, не задумываясь о цене и экономической целесообразности продажи объектов именно сегодня", - прокомментировала ситуацию для "k:" эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Екатерина Куценко.

    БОЛЬШИХ ЗАВЕДУТ ПОД СУКНО

    Для предприятий группы "Г" (стратегические компании и монополисты) прописаны более сложные приватизационные процедуры. Во-первых, они смогут продаваться исключительно на аукционах с повышением цены. Во-вторых, по принципу "индивидуальной приватизации". Это означает, что на всех этапах продажи объекта будут учитываться индивидуальные особенности не только конкретного предприятия, но и рынка, на котором оно работает. Очевидно, именно это положение позволит прописывать условия продажи наиболее интересных объектов, оставшихся в собственности государства, под конкретного покупателя, приближенного к власти. "Проблема в том, что далеко не все предприятия, отнесенные по старой классификации к группе "Г" или другим группам, по факту являются стратегическими или, наоборот, малозначимыми. Поскольку инвентаризация до сих пор не завершена, государство на самом деле не знает, сколько в его собственности действительно важных активов", - отметила Екатерина Куценко. Еще одним пунктом, который позволит манипулировать результатами приватизационных конкурсов, является принцип "привлечения к приватизации инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии гособъекта". Чтобы изначально отсеять спекулянтов, приобретающих госактивы для дальнейшей перепродажи, при проведении конкурса будут учитывать не только предложенную цену, но и бизнес-планы развития предприятий после приватизации. То есть в госказну не обязательно заплатить больше, главное, чтобы план развития - то есть, по сути, просто обещания - был привлекательным. Кроме того, чтобы пакеты не доставались кому попало, ФГИУ инициирует ограничение на участие в конкурсах компаний из стран, не входящих в FATF и из офшорных зон.

    Впрочем, уже заполучив желаемый объект в собственность, новый хозяин согласно законопроекту может практически не беспокоиться о возможных реприватизационных порывах властей: в договорах будет указан исчерпывающий перечень причин, по которым соглашение покупки-продажи может быть расторгнуто.

    Предполагается, что все объекты будут продаваться с земельными участками. Если на такой комплекс не будет спроса, объект может быть продан без надела, а земля будет сдаваться покупателю или новому хозяину в аренду. Привлекательность схемы в том, что арендатор, согласно нормам Земельного кодекса, имеет преимущественное право на выкуп земли. Однако эта процедура вряд ли будет столь же публичной, как приватизационный конкурс. Поэтому нельзя будет гарантировать, что за участок в бюджет уплачена рыночная цена.

    Интересно, что предприятия группы "Г" - единственные, для которых будут устанавливаться конкретные условия по использованию активов и роду деятельности после приватизации, а также дополнительные требования к работе покупателей после продажи. Судьба остальных компаний государство, по большому счету, не заботит. Также особенностью продажи предприятий стратегической группы является возможность закрепления за государством контрольного пакета акций. И если при этом государство оставляет себе акции, пакет должен быть непременно контрольным. Все пакеты размером меньше 50%, которые принадлежат государству, должны быть проданы. Сейчас таких хозобществ в госсобственности 415.

    Также важным является возможность привлечения для продажи стратегических объектов специальных советников. Учитывая, что компании группы "Г" - самые дорогие среди выставляемых на продажу, а советники, как правило, работают за процент от привлеченных от приватизации средств, нельзя исключать и коррупционной составляющей при привлечении того или иного советника к продаже конкретных объектов. Максимально коррупционные риски могут проявиться в случае, если ФГИУ решит выбрать единого советника для продажи всех объектов группы "Г".

    Джерело:  Коментарії
Powered by

Activemedia
© 2020
Інститут
економічних досліджень
та політичних консультацій
адреса:
Рейтарська 8/5-А,
01054 Київ, Україна
тел.:
+ 38 044 278-63-42
+ 38 044 278-63-60
факс:
e-mail:
+ 38 044 278-63-36
institute@ier.kyiv.ua
Використання матеріалів сайту дозволяється за умови посилання (для інтернет-видань - гіперпосилання) на www.ier.com.ua